четверг, 2 февраля 2017 г.

Зимний Байкал

   Зимний Байкал - это совсем другая история. Пейзажи зимнего Байкала и ледовых просторов ещё никого не оставляли равнодушными. С середины января, когда озеро окончательно сковывает льдом. Лёд Байкала никогда не повторяется, он прозрачный, словно стекло, но при этом прочный, как бетон; он может быть от ярко-бирюзового до тёмно-синего; идеально гладкий, словно стекло, или в мелкую паутинку от постоянных подвижек. Байкальский лед - как омуль и нерпы: легендарная и уникальная особенность озера-моря.

   Забереги, колобовник, шах, осенец — у байкальского льда десятки форм и названий. Здесь есть и торосы высотой с дом, и страшные становые щели, и неопасные, но бесконечно красивые трещины — словно в лед вмерзли белые шифоновые ленты. Но главный восторг непременно вызывает сверхъестественная прозрачность льда — все, кто видит байкальский лед впервые, плюхаются на живот и с детским любопытством пытаются что-нибудь высмотреть в глубинах озера.
        Однако лед Байкала — не только природный аттракцион, но и решение проблем с логистикой. Дорог вокруг озера мало, поэтому летом основное средство передвижения по Байкалу — катера, теплоходы и яхты. Удовольствие, во-первых, недешевое. Во-вторых, не самое надежное, особенно катера. Шторм на Байкале подкрадывается незаметно, налетает в считанные минуты и может в корне изменить весь план путешествия.
А по замерзшему Байкалу можно передвигаться практически в любом направлении. Например, летом жители Северобайкальска, чтобы добраться до Улан-Удэ, вынуждены ехать не меньше суток на поезде или лететь через Нижнеангарск. А зимой они просто переезжают Байкал по диагонали. По льду до знаменитых мысов острова Ольхон из Иркутска можно добраться на машине часа за три-четыре. Летом же придется арендовать катер или крутой внедорожник.
Поездка по байкальскому льду на машине — опыт нетривиальный. Трудно отделаться от мысли, что человека и бездну глубиной полторы тысячи метров разделяет только метровый слой льда. По этой причине Байкал даже зимой не превращается в этакую федеральную трассу, по которой снуют машины. Спасатели проверяют лед, заливают трещины, расчищают на переправе снег и ставят дорожные знаки, ограничивающие скоростной режим. Все перемещения по льду вне этой зоны — риск.
   
Полностью все риски осознают только местные. На ледовом маршруте могут встать торосы, которые не переедешь даже на джипе, где-то под снежным наметом может скрываться коварная полынья. Но самая страшная опасность — становые щели, трещины во льду, которые, единожды открывшись, не закрываются.
   


Комментариев нет:

Отправить комментарий